ЭТО НЕ МОЁ
Все, что находиться над этой широкой плашкой, размещается на правах бесплатной рекламы,
для бесплатного хостинга и к моей информации отношения не имеет.
Работы.  О ремесле.   О себе.   Письмо. 
О ремесле. 
  . Дизайнер Валентин Жарко
< Назад

О ремесле:
Верное отображение CMYK на мониторе (версия 2)

0) Все, что будет описано далее, является результатом моих проб, ошибок и обобщений, и, не в коем случае не претендует не протоистину.

1) Предыстория
Типовой случай А.
     Прихожу как-то я к одному дизайнеру и, как водиться, начинается разговор о том кто чего интересного за последнее время сделал. Обычные профессиональные поболтушки. Показывает он свои работу в напечатанном виде, а потом в электронном на компьютере. Работы интересная, но не о том речь. Я замечаю сильное несоответствие цвета между файлом и полиграфическим оттиском. Говорю ему об этом. Тот, не на секунду не задумавшись, привычным движением лезет к кнопкам на мониторе и, управляя яркостью каналов RGB, быстро добивается приемлемого совпадения цвета. Интересно, подумал я, в какой раз я вижу подобное. В десятый, сотый? Не помню.
Типовой случай Б.
     Завязка может быть той-же: прихожу как-то я... А вот в конце по-другому: говорю о сильном не совпадении цвета. Хозяин реагирует совершенно спокойно и заявляет, что это ВСЕГДА, это НЕИЗБЕЖНО, что он вообще на экран может не смотреть, поскольку работает по процентовкам и точно знает, какой цвет будет на выходе из типографии, а монитор может быть хоть черно-белым. И опять - в десятый, сотый? Не помню. Странно, думаю, зачем тогда он купил невероятно дорогой монитор? Мог бы сэкономить, заменив его черно-белым.

2) Кому это надо.
     Не всем людям, работающим с изображениями, нужно связываться с цветовой моделью CMYK и, как следствие, с верным ее отображение на мониторе. На мой взгляд это категорически противопоказано фотографам и не нужно тем дизайнерам, работы которых не выходят на полиграфию - вебовцы, клипмакеры, архитекторы, тридешники. Слишком много особенностей в этой полиграфической модели, и без крайней необходимости в нее лучше не лезть. Потеряете массу времени и сил. Разговоры о том, что в CMYK проще править цвет полностью лишены смысла и, я надеюсь, к концу рассказа это станет очевидно. Для тех же, кто не дочитает до конца, скажу - нет ничего такого а этом CMYK, чего нельзя было бы сделать в RGB. И, если уж и не хватает возможностей RGB, то лезьте в Lab. А то получается смешная ситуация: фотограф, спрашивает совета о цветокоррекции у полиграфиста. Последний, свободно владея CMYK и неуверенно RGB, дает советы опираясь на свою родную полиграфическую цветовую модель, вообще не присутствующую в технологии фотографирование-фотография. И CMYK, со всеми своими проблемами влетает в поле зрения фотографической братии, внося больше проблем, чем пользы. Если Вы не связаны с полиграфией - закрывайте эту страницу и тратьте свое драгоценное время на что-нибудь более продуктивное. А если полиграфия ваш хлеб, и если описанные выше два случая прорезанировали в вашей, испачканное четырьмя основными красками, душе - читайте. Я надеюсь, что после прочтения у Вас появиться возможность посмеяться над собой и, скажем, не стремиться покупать дешевый черно-белый монитор.

3) Как НАДО настраивать и что здесь не так.
     -Настройка состоит их 2х обязательных этапов:
     первое) настройка верного отображения RGB;
     второе) настройка CMYK.
     Дело в том, что отображение CMYK опирается на RGB, как на твердый грунт, как на точку отсчета. Если эта точка не выставлена правильно (точнее - приемлемо), то любые наши действия по верному отображению CMYK - теряют смысл. Можно с очень умным выражением лица крутить ручки монитора, можно насиловать цветовые настройки программного обеспечения, подсовывая ему различные цветовые CMYK-профиля... Если не выставлена точка отсчета, коей является RGB, результат будет не верный. Грустнее всего то, что об этом Вы узнаете после выхода из типографии тиража. Потом, конечно, с тем-же умным выражение лица, Вы сможете заявить, что полиграфисты опять плохо напечатали, и, если будете делать это громко и уверенно, то заказчик Вам поверит...

Итак:
     первое - настроили RGB. Как - смотрИте мою статью "Настройка монитора средствами Adobe Gamma". Потратьте на это время И тщательно, не торопясь сделайте все, что в этой статье написано.
     второе - открываете цветовые настройка полиграфической программы и устанавливаете требуемый CMYK-профиль.
     В ФотоШопе, для примера, это делается так: Edit\Color Setting. Откроется окно "Color Setting". В нем выбираем закладку CMYK и назначаем требуемый CMYK-профиль либо из имеющихся в закладке, либо загружая его из файла через "Load CMYK". В других программах это делается похожим образом.
Вот и все. Ничего сложного. Ничего?. А из-за чего тогда столько шума? Почему эти архипростые рекомендации малоизвестны? Это что, секрет за семью печатями? Вроде бы нет. Описанное Вы найдете в огромной массе литературы.
     Вот тут-то и начинается самое интересное: проделали Вы все это, загрузили свой CMYK-файл в программу, взяли в руки полиграфический оттиск файла, сравнили оттиск с изображением на мониторе и, если у Вас слабые нервы, упали со стула с инсультом. Очень удивлюсь, если изображения будут близки. Если это случиться - Вам несказанно повезло с полиграфистами. У маня такого небыло ни разу!
     Так значит все, о чем я писал не работает? Работает. Еще как работает! Просто есть причины, по которым эта официальная методика дает сильные отклонения. А знание этих причин дает возможность с ними бороться. Легко и не напрягаясь. И видеть, а не догадываться, CMYK-картинку на мониторе.

4) Причины не верного отображения CMYK-файла.

     Основных две:
     I) Не соответствие реального CMYK-профиля, тому который заявляется в типографии;
     II) Различное воспроизведение цвета на разных типах бумаги.
     А теперь подробнее.

     I) О несоответствии профиля.
     Дело в том, и это не секрет, что разные CMYK-машины печатают по разному. Чем это объясняется не очень важно. Просто - это так. Процесс печати явление механическое и разница в механическом устройстве печатных станков определяет разницу в воспроизведении цвета. Это как в звуковоспроизводящих системах - разные динамики, разный материал колонок и т.д. CMYK-профиль, с точки зрения дизайнера, должен осуществить корректное преобразование CMYK-красок, заложенных в файле в RGB-отображение, которое показывает монитор. Хотя CMYK-профиль служит и для других задач, нас интересует только эта. Обращаясь в типографию, первым делом, я спрашиваю под каким CMYK-профилем работает их печатная машина. Получив эту информацию или файл профиля, я устанавливаю его, выше описанным способом, в своих полиграфических программах и далее могу делать картинки, видя какими они напечатаются. Если я меняю типографию - я, соответственно меняю CMYK-профиль.
     Ой! Скажут некоторые, очень не многочисленные, а подавляющее большинство ничего не скажет и это очень грустно. Ой! - скажут они - это же картинка будут по другому выглядеть! Это же их надо будет переделывать для другой типографии!
     Совершенно верно. По этой же причине начисто лишена смысла фраза, часто встречающаяся в требованиях к приему макетов в различных изданиях - "макеты принимаются в формате CMYK". Дело, даже не в неправильной формулировке - я про слово формат, а не модель. Дело в том, что к этой фразе надо обязательно дописать название профиля! Это типа фразы: ... и в салат покрошить овощей. Каких именно овощей? Или: ... в случае недомогания съесть таблетку. Какую!!! А то, так можно и ноги протянуть. И протягивают. А если быть точнее, то взаимная некомпетентность сдающих макет и принимающих этот самый макет регулярно выливается в конфликтные ситуации из-за несовпадения цветов, решаемые просто - у кого мамон больше, тот и прав. А как по другому, если и те и другие слабо представляют чем занимаются. Только на силу горла надежда.
     Вернемся к профилю. Получили мы профиль. Что дальше. Дальше надо обратить внимание на то, как он называется. Главное, что б не EUROSCALE COATED v2! Это особенный профиль. Дело в том, что он обладает большой широтой цветового охвата и, по этой причине, конвертация картинок из RGB в CMYK происходит наиболее просто. А дальше все логично. Вы спрашиваете в типографии про профиль. Полиграфист должен Вам что-то ответить и честно говорит, что он работает под этим профилем. Не врет. Если Вы зададите вопрос про то, на сколько сильно может отличаться печать от файла, как Вы думаете, что он ответит? Мда... популярность этого профиля конечно чем-то объясняется, как и популярность профиля sRGB, но дело в том, что печатная машина это ЖЕЛЕЗО. Даже если она и делалась под максимальное соответствие этому профилю, что не факт, то абсолютное совпадение не возможно. Для меня это априори. А следовательно, верным должен быть не этот профиль. К этому можно добавить отклонения из-за различий в настройке станка, из-за износа, из-за красок другого производителя. На веру можно брать только незнакомый по имени профиль, да и то, осторожно. В некоторых полиграфических фирмах профиля делают сами полиграфисты по результатам своей же печати. Но это редко. К сожалению. На столько редко, что я это встретил только один раз. И совпадение печати с файлом было великолепным.
     II) Бумага. Ее 4 основных типа: мелованная (coated), не мелованная (uncoated), газетная (newspaper) и глянцевая (glossy). Попробуйте взять любую конторскую печать (я про синюю, круглую) и поставить ее на этих бумагах, а потом сравнить цвет. Для тех, кому это сложно - возьмите офисную 80-тиграммовку и промокашку из школьной тетрадки и проделайте то же самое. Вот Вам и иллюстрация разницы в печати по причине бумаги. Вообще-то это тоже должно сопровождаться профилями. В том же ФотоШопе есть профиля названия которых оканчиваются на эти слова (coated, uncoated, newspaper). Но на практике про это вообще не говорят. А как по другому, если профиль печатного станка для основного типа бумаги (меловка) неизвестен полиграфистам.
     Как бать, и так ли все плохо.

4) Другие способы

     По большому счету, дело не в том, какой профиль у типографии (печатной машина). Не это критерий качества печати. Главное - на сколько стабильно воспроизводит цвет эта типография. Если стабильно - под нее можно подстроиться. Правда, для начала надо что-нибудь в ней попечатать. Цветное, конечно. С долей риска. А потом воспользоваться одним из 2х ниже описанных методов.

А. Метод Adjustment Layers
     Достоинства метода в простоте реализации. Недостатки в том, что он годиться только для ФотоШопа.
     Берем файл, с которого есть полиграфический оттиск. Чем он более многоцветный, тем лучше.
     Файл загружаем в ФотоШоп, оттиск кладем перед глазами.
     Далее из верхнего меню: Layer\New Adjustment Layer. Из раскрывшегося списка выбераем инструмент, которым наиболее Вам удобен. Пусть это будет Levels. В новом всплывшем окне давим OK, после чего всплывет окно этого инструмента. Опять OK, и в палитре Layers появиться новый слой с двумя иконками.



     Далее кликаем дважды по левой иконке. Опять всплывет этот инструмент.
     Далее начинаем им управлять, добиваясь максимального совпадения картинки на мониторе с полиграфическим оттиском. Вот и все. Мы получили слой преобразующий вид исходного файла, не меняя его. Сохраним это достижение в новом файле.
     Предположим, что у нас есть другой файл-картинка, которую нужно подготовить к печати по цветам и яркостям. Загружаем его. Загружаем, так же и наш файл с корректирующим слоем. Цепляем мышью этот корректирующий слой и тянем на файл-картинку. Теперь мы видим как эта картинка напечатается. Если нас что-то не устраивает - корректируем слой картинки. НЕ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО СЛОЯ!!! Он не более чем преобразователь отображения!!! Когда объемся желаемого цвета и яркостей - удаляем из файла-картинки корректирующий слой. Вот и все.
     Подобный инструментарий есть и в других программах, но к сожалению но не переносим из них. Это минус.


B. Метод коррекции профиля
     Когда я опубликовал этот материал, среди более полусотни прочитавших и поливших мне бальзам на душу в виде всяческих спасибов, нашлось всего двое, мнение которых было кардинально противоположным. Оно иллюстрируется фразой одного из них: "когда я начал читать пункт В., меня охватил ужас!" Как жаль, что таких нашлось только двое. Дело не в том, что описываемое здесь являет собой кромешный бред. Дело в том, что я многого не договариваю. Не из злобности, а по причине максимального упрощения восприятия этого не простого материала. С чего-то же надо начинать. Хотя можно этого и не делать, а так и оставаться на уровне пантов, и мыльных пузырей, за пафосной надменностью которых ничего не стоит. И это чувствуется.
     И как.
     С профилем проще. Его можно подключить к любой полиграфической программе и, работая в нескольких программах, видеть один и тот же цвет, не на секунду не выпадая из создаваемого цветового континуума.
     Сделать профиль можно в ФотоШопе. Правда, для этого обычного цветастого оттиска, скорее всего не хватит. Я использовал специально мною сделанную картинку, в которой присутствуют градации всех основных полиграфических цветов и их смесей в равных долях, а так же полноцветные кусочки изображений. Отпечатываем ее в типографии и далее файл в ФотоШоп, оттиск перед глазами.



     1) Edit\Color Setting
     2) В закладку CMYK. Назначаем Custom CMYK.


     3) Выскочит окно Custom CMYK. В нем в закладке Ink Color выставляем Custom.

 
    4) Выскочит окно Ink Color. Первая задача - подкорректировать цвет основных красок Циан, Магента, Елоу. Черный и Белый НЕ ТРОГАТЬ. Добром не кончиться. Без объяснений. Кликаем по нежному цвету и во всплывшем окне корректируем его, поглядывая на загруженную картинку и оттиск, а не на цвет во сплывающем окне. Если этого не хватает - корректируем промежуточные цвета Красный, Зеленый, Фиолетовый, но лучше этого не делать, так как это сильно сузит цветовой охват и, как следствие затруднит конвертацию RGB-CMYK. Крайне внимательно относимся не только к регулируемому цвету, но и к его градациям (смотри тестовую картинку), а так же к градациям составных цветов, в которые входит регулируемый цвет. Нажимаем OK, выходим из окна.
     5) В окне Cuctom CMYK, в закладке Dot Gain (растискивание) ставим Custom. Всплывет окно Dot Gain Curves.



      В нем корректируем растискивание и когда добиваемся приемлемого результата. Здесь можно регулировать растискивание целиком и поканально. Для выполнения этой процедуры необходимо представлять как ведет себя это растискивание, что значит "растискивание 20%", почему в канале Циан оно выше чем у остальных каналов и т.д. По ходу выполнения регулировок, так же как и в предыдущем пункте, внимательно отслеживаем градации регулируемого цвета и цветов, в состав которых он входит. Давим OK. В окне Custom CMYK - OK. В окне Color Setting - OK. Профиль создан и загрежен в ФотоШоп.
     6) Последнее. Надо сохранить профиль в файл, для использования другими программами. Для этого снова открываем Color Setting и в закладке CMYK выбираем Save CMYK. Там же есть и Load для загрузки профиля из файла. Далее загружаем профиль во все необходимые полиграфические программы и наслаждаемся единым цветовым воспроизведением. Все?
     Нет. Минус этого метода, конечно в том, что он не прост и требует хорошего представления о всех элементах окна Custom CMYK, но не только. Есть один очень серьезный минус. Под таким профилем крайне сложно переводить RGB изображение в CMYK. Если включить Gamut Warning (показ зон картинки конвертирующихся с сильными искажениями цвета) нажатием Ctrl+Shft+Y, то почти любая RGB картинка будет покрыта серенькими пятнышками, т.е. будет сложной для преобразования. Как с этим быть - другой вопрос и выходит за рамки этой темы.

     Вот и все.

P.S.
     Я не рассказал всего и во всех подробностях. Как показывает моя практика, этого никогда не требуется. Тем, кто желает и способен плыть, я показал куда и как - сами доплывут. Тем, кто не способен - хоть разжуй и в рот положи - пользу не будет.

О ремесле. 
  . Дизайнер Валентин Жарко

 

X